Математика
Направление 01.03.01 Математика
Профили подготовки
«Преподавание математики и информатики»
«Фундаментальная и прикладная математика»
Форма обучения |
очная |
|
Срок обучения |
4 года |
2 года |
квалификация |
бакалавр |
магистр* |
Прием на обучение по программам бакалавриата 01.03.01 Математика с профилями подготовки «Фундаментальная и прикладная математика» и «Преподавание математики и информатики» проводится
- на базе среднего общего образования – на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ), которые признаются в качестве вступительных испытаний, по трем предметам
математика; информатика или физика; русский язык,
и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых ТвГУ самостоятельно в случаях, установленных Правилами приема; - на базе профессионального образования (среднего профессионального или высшего) – по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяется ТвГУ, по трем предметам
математика; информатика или физика; русский язык.
Обучение на основных образовательных программах 01.03.01 Математика с профилями «Преподавание математики и информатики» и «Фундаментальная и прикладная математика» направлено на подготовку выпускника к педагогической или научно-исследовательской деятельности в следующих сферах: автоматизация, администрирование, аналитика, биостатистика, гейм-индустрия, инновационные технологии, информационные технологии, компьютерная лингвистика, консалтинг, логистика, массовые коммуникации, математическое моделирование, машинное обучение, наука, оборонная промышленность, образование, прогнозирование, программная инженерия, социология, статистика, страхование, финансы, экономика и т.д.
Профессиональная деятельность выпускника направления 01.03.01 Математика востребована в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, организациях дополнительного образования, отраслевых, специализированных научно-практических организациях (НИИ, научно-производственные, вычислительные центры), опытно-конструкторских, проектно-конструкторских, проектно-технологических организациях, IT-компаниях, ИТ-отделах и отделах обслуживания компаний и учреждений, консалтинговых фирмах, компаниях-разработчиках программных продуктов, системных интеграторах, инженерных бюро для технического планирования, банках и страховых компаниях.
Область профессиональной деятельности выпускника включает
профиль «Фундаментальная и прикладная математика» |
профиль «Преподавание математики и информатики» |
осуществление научно-исследовательской работы, решение задач аналитического характера на основе математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий; |
преподавание математики и информатики в различных учебных заведениях; |
решение прикладных задач с использованием математического моделирования процессов и объектов и программного обеспечения; |
проектирование и реализации образовательного процесса в образовательных организациях; |
обработка, анализ и обобщение результатов научных исследований и экспериментов; |
осуществление научно-исследовательской работы на основе математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий; |
программно-информационное обеспечение научной, исследовательской деятельности. |
программно-информационное обеспечение научной, исследовательской, педагогической деятельности. |
Основные образовательные программы подготовки бакалавров по направлению 01.03.01 Математика с профилями подготовки «Фундаментальная и прикладная математика» и «Преподавание математики и информатики» составлены в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.
Учебные планы образовательных программ состоят из трех блоков:
блок 1 «Дисциплины», блок 2 «Практики», блок 3 «Государственная итоговая аттестация».
Первый и второй блоки предусматривают наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана является идентичной для двух профилей и направлена на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, содержит дисциплины и практики, направленные на формирование профессиональных компетенций в соответствии с профилем подготовки.
Универсальные компетенции выпускника, установленные федеральным государственным образовательным стандартом, связаны с формированием мировоззренческой и гражданской позиции, использованием экономических и правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности, решением задач межличностного и межкультурного взаимодействия, работой в коллективе, самоорганизацией и самообразованием, обеспечением полноценной социальной и профессиональной деятельности, использованием приемов первой помощи, методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, вырабатываются в результате изучения следующих дисциплин:
- безопасность жизнедеятельности,
- дополнительные главы математического анализа,
- задачи с параметрами в школьном курсе математики,
- иностранный язык,
- информационно-коммуникационные технологии,
- история (история России, всеобщая история),
- история и перспективы развития компьютерной техники,
- математика в истории мировой культуры,
- методика преподавания информатики,
- методика преподавания математики,
- оптимальное управление,
- основы программирования,
- педагогика,
- психология,
- психолого-педагогические основы обучения математике,
- решение логических задач на элективных курсах по информатике и ИКТ.
- русский язык и культура речи,
- современные образовательные технологии,
- теория принятия решений,
- физическая культура и спорт,
- философия,
- инновационная экономика и технологическое предпринимательство,
- элективные дисциплины по физической культуре и спорту,
- элементарная математика.
Общепрофессиональные компетенции выпускника, установленные федеральным государственным образовательным стандартом, связаны с использованием фундаментальных знаний в области математики и информатики, поиском, анализом, программной реализацией и использованием математических алгоритмов, решением стандартных задач в будущей профессиональной деятельности, самостоятельной научно-исследовательской работой, формируются в результате изучения следующих дисциплин:
- алгебра и теория чисел,
- аналитическая геометрия,
- дискретная математика и математическая логика,
- дифференциальная геометрия и топология,
- дифференциальные уравнения,
- информационно-коммуникационные технологии,
- комплексный анализ,
- математический анализ,
- методы вычислений,
- оптимальное управление,
- основы программирования,
- теория вероятностей и математическая статистика,
- физика,
- функциональный анализ,
- экономика.
Профессиональные компетенции выпускника определяются направленностью (профилем) образовательной программы, связаны со специализированной подготовкой выпускника к профессиональной педагогической или научно-исследовательской деятельности.
Для профиля «Преподавание математики и информатики» профессиональные компетенции предусматривают
- способность преподавать математику и информатику в основном общем, среднем общем и среднем профессиональном образовании на основе полученных фундаментальных знаний и научного мировоззрения,
- способность осуществлять научно-исследовательскую работу на основе математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий,
и формируются при изучении следующих дисциплин:
- алгоритмизация и программирование в школьном курсе информатики и ИКТ,
- дополнительные главы математического анализа,
- задачи с параметрами в школьном курсе математики,
- избранные вопросы дифференциального и интегрального исчисления,
- интегральные уравнения и некорректные задачи естествознания,
- история и перспективы развития компьютерной техники,
- компьютерная математика,
- математика в истории мировой культуры,
- методика преподавания информатики,
- методика преподавания математики,
- нестандартные задачи в школьном курсе математики,
- ортогональные полиномы,
- приемы и методы решения стереометрических задач в школьном курсе математики,
- прикладные задачи теории вероятностей,
- программирование в профильном курсе информатики,
- программные средства математических вычислений,
- психолого-педагогические основы обучения математике,
- решение логических задач на элективных курсах по информатике и ИКТ,
- элементарная математика.
Для профиля «Фундаментальная и прикладная математика» профессиональные компетенции предусматривают
- способность осуществлять проведение работ по обработке и анализу информации и результатов научных исследований,
- способность осуществлять научно-исследовательскую работу на основе математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий,
и формируются при изучении следующих дисциплин:
- алгоритмы и сложность вычислений,
- дополнительные главы математического анализа,
- избранные вопросы дифференциального и интегрального исчисления,
- интегральные уравнения и некорректные задачи естествознания,
- история и перспективы развития компьютерной техники,
- компьютерная математика,
- математика в истории мировой культуры,
- микросервисная архитектура,
- ортогональные полиномы,
- основы геометрической теории функций,
- прикладные задачи теории вероятностей,
- программные средства математических вычислений,
- тензорный анализ на многообразиях,
- технологии программирования,
- управление данными,
- уравнения с частными производными,
- фракталы и хаос в динамических системах,
- элементарная математика.
Блок 2 «Практики» содержит учебную и производственную практики.
Учебная практика позволяет получить первичные профессиональные умения и навыки.
Производственная практика предназначена для подготовки к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации. Результатами прохождения производственной практики являются получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, выполнение выпускной квалификационной работы.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» включает сдачу государственного экзамена, защиту выпускной квалификационной работы.
Успешное прохождение итоговой аттестации завершается присвоением квалификации бакалавра по направлению 01.03.01 Математика, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
* Студенты, успешно освоившие программу подготовки бакалавра, могут продолжить обучение в магистратуре в течение двух лет и получить квалификацию магистра. Математический факультет ТвГУ реализует магистерские программы
«Преподавание математики и информатики»,
«Математический анализ»,
«Математическое и компьютерное моделирование»
по направлению подготовки 02.04.01 Математика и компьютерные науки.
К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня (бакалавриат, специалитет, магистратура).